Вот и окончился бал у сатаны в квартире дома 302-бис. Все чудеса остались позади, Маргарита выдержала испытания, Фрида была прощена, а Мастер внезапно возник из потока ночного света «в халате, туфлях и чёрной шапочке». Пришло время Воланду исполнить одно желание Маргариты: вернуть всё, как было до того, как рукопись сгорела, а Мастера изолировали от общества. Мессир, кем бы он ни был, осуществил желание любящей женщины и вскоре покинул Москву со всей своей неординарной свитой.
Действительно ли он ушёл и оставил квартиру на Большой Садовой или всё ещё обитает там, незримый, но не менее могущественный? Ведь недаром поток посетителей в «дом 302-бис» не иссекает и по сей день. Только ли исторический интерес испытывают они?
Где же этот дом 302-бис на Большой Садовой
Мало кто знает, но «нехорошая» квартира, в которой происходили самые захватывающие действия романа «Мастер и Маргарита» и тот самый зловещий бал, существует в реальности. Её образ М. А. Булгаков списал с коммуналки, где прожил с первой женой 3 года.
Именно в ней он испытал все «прелести» коммунального быта, тяготы безденежья и безработицы. И хотя роман был написан уже после переезда писателя и второй женитьбы, крики, драки, склоки и пьяное веселье проблемных соседей оставили столь глубокий отпечаток в его памяти, что нашли живое воплощение далеко не в одном произведении.
Создатель бессмертного романа «Мастер и Маргарита» Михаил Афанасьевич Булгаков приехал в Москву в 1921 году, имея при себе всего лишь чемоданчик и бараний полушубок. Им он укрывался, им застилал стол, на нём спал.
Возможно, Булгаков на самом деле привлёк некие силы на Большую Садовую, 10
30-летний Булгаков, не так давно отказавшийся от употребления морфия и только что перенёсший тиф, еще не знал, что ему уготовила судьба, и был полон надежд. Он собирался начать новую жизнь в новом месте с новым занятием. Бросив врачебную практику, он решил делать то, о чём давно мечтал – писать.
Поселился будущий великий писатель вместе со своей первой супругой Татьяной на Патриарших прудах в комнате в коммунальной квартире № 50 по адресу: Большая Садовая, 10. Татьяна вспоминала: «В то время устроиться жить в Москве было совсем непросто. Но нам крупно повезло».
Сегодня этот дом сохранился и находится вблизи одной из самых оживлённых площадей Москвы – Пушкинской. Он окружён множеством кафе, ресторанов премиум-сегмента, модных бутиков. Также всего в нескольких минутах от него находится Триумфальная площадь. Неподалёку раскинулся не так давно реконструированный сквер с живописным прудом. Красота и историческая ценность Патриарших прудов принесли ему звание объекта культурного наследия и одного из лучших мест Москвы для отдыха у воды.
Но тогда, в 1921 году, дом № 10 занимали коммунальные квартиры. Комнату в одной из них, на 5-м этаже, супругам Булгаковым оставил Андрей Земский, являвшийся мужем сестры Михаила Афанасьевича, Надежды. Знал бы тогда Михаил, чем для него это обернётся.

Оставьте заявку или звоните +7(495)518-68-88
и я проконсультирую вас по квартирам на Патриарших прудах
Почему квартира получила название “нехорошей”
Для повидавшего ужасы Первой мировой, гражданской войны Михаила Афанасьевича 3 года жизни в коммунальной квартире стали настоящим испытанием. И хотя доставшаяся ему комната была большой, светлой, гораздо лучше других на этаже, неприятное соседство и отсутствие денег сделали своё дело, превратив жизнь в борьбу за выживание.
В итоге неплохая по тем временам комната в восприятии писателя превратилась в «нехорошую квартиру», в которой он поселил всю зловещую свиту Воланда и которую впоследствии сжёг кот Бегемот. В «Мастере и Маргарите» автор описывал её так: «…квартира эта – № 50 – давно уже пользовалась если не плохой, то, во всяком случае, странной репутацией».
Впрочем, это и не удивительно. Соседями супругов Булгаковых были хлебопёк, начальник милиции с семьёй, девушка лёгкого поведения Дуся, коммунист, рабочие табачной фабрики, типографии, а также Анна Горячева с сыном. В общем от 16 до 18 человек. Эти реальные люди и стали прообразами будущих героев булгаковских произведений, в частности, Аннушки, разлившей злополучное масло. Татьяна вспоминала о них так: «…Помню, что там не было покоя ни днём, ни ночью. Многочисленные соседи варили самогон, ругались и часто дрались между собой».
Михаил часто поднимал глаза в небо и с горечью вздыхал: «Когда же это закончится?»
Первоначально «благожелательные» соседи предпринимали всяческие попытки выселить новоприбывшее семейство с жилплощади. Ведь Андрей Земский уехал, а у Булгакова не было прописки. Хлопот супругам хватало, пока Михаилу не достался ордер на совместное жительство благодаря помощи Крупской.
Впоследствии соседи не стеснялись ни в чём. Эпицентром ада, по традиции, становилась кухня, по стечению обстоятельств находившаяся прямо напротив комнаты Михаила и Татьяны. Здесь шипели примусы, сушилось бельё, раздавались громогласные скандалы и заливистое пение. Здесь же шатался «кошмар в полосатых подштанниках». После очередного застолья с купленным или самостоятельно наваренным самогоном в коридорах коммуналки нередко раздавались женские визги, крики о помощи. Булгаков не мог оставаться равнодушным и каждый раз бежал на подмогу или за милицией. По возвращению с представителем закона в квартиру их ожидала полная тишина и запертые на ключ двери соседей. В итоге Михаила даже хотели оштрафовать.
Кроме того, Татьяне нередко приходилось прогонять с собственного порога загулявших «клиентов» Дуси и перенаправлять их в соседнюю комнату, Михаилу – мириться с воплями петуха, которого кто-то из соседей привёз в центр Москвы из деревни. Бедная птица, сбитая с толку, кукарекала по ночам в абсолютно произвольное время, будя всех обитателей квартиры № 50. Михаил часто поднимал глаза в небо и с горечью вздыхал: «Когда же это закончится?»
И хотя со временем, по счастливой случайности, супруги обставили комнату собственной мебелью, придав ей очаровательный и уютный вид, Булгаков всё равно стеснялся приглашать друзей к себе. Ведь скрыть бедность и желчных соседей было невозможно. 1922 год выдался особенно тяжёлым. Семья жила впроголодь, денег практически не было.
Постоянный шум, попытки соседей выселить их, безденежье досаждали Михаилу Афанасьевичу, выводили его из себя. Но вместе с этим перенесённые тяготы подарили ему яркие, живые, неординарные образы героев для будущих произведений. В итоге он изобразил свою коммуналку в «Мастере и Маргарите», создав «нехорошую квартиру», в которой обитает нечистая сила и правит бал сатана. Стоит ли уточнять, кого он отождествлял с приспешниками дьявола? При этом Воланду удалось сделать то, что для Булгакова оставалось невозможным – очистить квартиру № 50 от всех надоедливых жильцов и получить в своё полное распоряжение все 7 комнат.

Мистическое притяжение Патриков
Сегодня в доме открыт дом-музей М. А. Булгакова. Все стены подъезда от пола до потолка с 1 по 4 этаж покрыты цитатами из величайшего произведения писателя «Мастер и Маргарита». Они перемежаются портретами Воланда, кота Бегемота, Геллы. Местами можно встретить философские изречения посетителей булгаковского дома, выражения эмоций, советы и предостережения. Но ни одно фото не способно передать энергетику этого места. Его нужно увидеть! А однажды побывав тут, каждый унесет на всю жизнь массу впечатлений, которые не потускнеют со временем. Примечательно то, что стены подъезда неоднократно перекрашивали. Но роспись возвращается снова и снова.
Зная, почему квартира стала «нехорошей», теперь сложно верить в то, что она действительно исполняет желания. Но, возможно, Булгаков на самом деле привлёк некие силы на Большую Садовую, 10. Ведь недаром уже многие годы посетители оставляют записки с желаниями в специальном ящике «Почта любви».
Здесь проживала советская интеллигенция и богема. Современную творческую элиту Патриаршие привлекают не меньше
Однозначно мистический район привлекает творческих людей. Ещё в постреволюционные времена он считался престижным. Здесь проживала советская интеллигенция и богема. Современную творческую элиту Патриаршие привлекают не меньше. Именно здесь уже давно поселились Надежда Михалкова с детьми, Филипп Киркоров, Иван Ургант, Светлана Бондарчук, Татьяна Догилева.

В округе сосредоточено множество музеев, включая Московский музей современного искусства, Государственный центральный музей современной истории России, музей Урании, Мастерскую Петра Кончаловского, Дом Иконы. На Патриарших, кроме Булгакова, жили и другие известные писатели. В их числе А. П. Чехов, дом которого превращён в музей, а также А. Н. Толстой, чья квартира удостоилась той же чести.
Здание, где проживал троюродный брат известного Льва Николаевича Толстого, является частью городской усадьбы Рябушинских. И хотя сама квартира-музей небольшая, дом, в котором она находится, и непосредственно особняк Рябушинского однозначно не оставят равнодушными ценителей архитектуры. Тут же находится музей Горького, а неподалеку расположены мемориальная квартира Святослава Рихтера, музей-квартира В. Н. Плучека, Новый Эрмитаж – один, музей-мастерская Людмилы Гурченко.
Также район богат арт-пространствами и галереями. Именно здесь открыты Галерея предметного дизайна Novodel, Галеев-Галерея, галереи «Открытый клуб», Mirra Gallery, «Фрагмент», «Ателье 17», Антикварная галерея древнего античного искусства.
В районе работает множество театров, признанных лучшими во всей Москве. Это и Государственный академический театр им. Моссовета, и драмтеатр им. А. С. Пушкина, и театр на Малой Бронной, и созданный специально для детей и подростков театр «Мост». Создаётся впечатление, что даже воздух здесь пропитан творчеством.
В любом случае Патриаршие пруды – загадочное, наполненное атмосферой старой Москвы и, при всем этом, идеальное место для людей, которым не чуждо творчество в любом его проявлении. И дело не только в высоком статусе недвижимости!
Анализ новостей рынка недвижимости, анонсы уникальных предложений и авторские обзоры ЖК от Алекса Флетчера – всё это вы найдёте в нашем Телеграм-канале. Подписывайтесь